Пошлый static php p. Готовимся к собеседованию по PHP: ключевое слово «static. Подводные камни статических переменных

Не секрет, что на собеседованиях любят задавать каверзные вопросы. Не всегда адекватные, не всегда имеющие отношение к реальности, но факт остается фактом - задают. Конечно, вопрос вопросу рознь, и иногда вопрос, на первый взгляд кажущийся вам дурацким, на самом деле направлен на проверку того, насколько хорошо вы знаете язык, на котором пишете.

Попробуем разобрать «по косточкам» один из таких вопросов - что значит слово «static» в PHP и зачем оно применяется?

Ключевое слово static имеет в PHP три различных значения. Разберем их в хронологическом порядке, как они появлялись в языке.

Значение первое - статическая локальная переменная

function foo() { $a = 0; echo $a; $a = $a + 1; } foo(); // 0 foo(); // 0 foo(); // 0

В PHP переменные локальны. Это значит, что переменная, определенная и получившая значение внутри функции (метода), существует только во время выполнения этой функции (метода). При выходе из метода локальная переменная уничтожается, а при повторном входе - создается заново. В коде выше такой локальной переменной является переменная $a - она существует только внутри функции foo() и каждый раз при вызове этой функции создается заново. Инкремент переменной в этом коде бессмысленен, поскольку на следующей же строчке кода функция закончит свою работу и значение переменной будет потеряно. Сколько бы раз мы не вызвали функцию foo(), она всегда будет выводить 0…

Однако всё меняется, если мы перед присваиванием поставим ключевое слово static:

Function foo() { static $a = 0; echo $a; $a = $a + 1; } foo(); // 0 foo(); // 1 foo(); // 2

Ключевое слово static, написанное перед присваиванием значения локальной переменной, приводит к следующим эффектам:

  1. Присваивание выполняется только один раз, при первом вызове функции
  2. Значение помеченной таким образом переменной сохраняется после окончания работы функции
  3. При последующих вызовах функции вместо присваивания переменная получает сохраненное ранее значение
Такое использование слова static называется статическая локальная переменная .
Подводные камни статических переменных
Разумеется, как всегда в PHP, не обходится без «подводных камней».

Камень первый - статической переменной присваивать можно только константы или константные выражения. Вот такой код:
static $a = bar();
с неизбежностью приведет к ошибке парсера. К счастью, начиная с версии 5.6 стало допустимым присвоение не только констант, но и константных выражений (например - «1+2» или ""), то есть таких выражений, которые не зависят от другого кода и могут быть вычислены на этапе компиляции

Камень второй - методы существуют в единственном экземпляре.
Тут всё чуть сложнее. Для понимания сути приведу код:
class A { public function foo() { static $x = 0; echo ++$x; } } $a1 = new A; $a2 = new A; $a1->foo(); // 1 $a2->foo(); // 2 $a1->foo(); // 3 $a2->foo(); // 4
Вопреки интуитивному ожиданию «разные объекты - разные методы» мы наглядно видим на этом примере, что динамические методы в PHP «не размножаются». Даже если у нас будет сто объектов этого класса, метод будет существовать лишь в одном экземпляре, просто при каждом вызове в него будет пробрасываться разный $this.

Такое поведение может быть неожиданным для неподготовленного к нему разработчика и послужить источником ошибок. Нужно заметить, что наследование класса (и метода) приводит к тому, что всё-таки создается новый метод:

Class A { public function foo() { static $x = 0; echo ++$x; } } class B extends A { } $a1 = new A; $b1 = new B; $a1->foo(); // 1 $b1->foo(); // 1 $a1->foo(); // 2 $b1->foo(); // 2

Вывод: динамические методы в PHP существуют в контексте классов, а не объектов. И только лишь в рантайме происходит подстановка "$this = текущий_объект"

Значение второе - статические свойства и методы классов

В объектной модели PHP существует возможность задавать свойства и методы не только для объектов - экземпляров класса, но и для класса в целом. Для этого тоже служит ключевое слово static:

Class A { public static $x = "foo"; public static function test() { return 42; } } echo A::$x; // "foo" echo A::test(); // 42
Для доступа к таким свойствам и методам используются конструкции с двойным двоеточием («Paamayim Nekudotayim»), такие как ИМЯ_КЛАССА::$имяПеременной и ИМЯ_КЛАССА:: имяМетода().

Само собой разумеется, что у статических свойств и статических методов есть свои особенности и свои «подводные камни», которые нужно знать.

Особенность первая, банальная - нет $this. Собственно это проистекает из самого определения статического метода - поскольку он связан с классом, а не объектом, в нём недоступна псевдопеременная $this, указывающая в динамических методах на текущий объект. Что совершенно логично.

Однако, нужно знать, что в отличие от других языков, PHP не определяет ситуацию «в статическом методе написано $this» на этапе парсинга или компиляции. Подобная ошибка может возникнуть только в рантайме, если вы попытаетесь выполнить код с $this внутри статического метода.

Код типа такого:
class A { public $id = 42; static public function foo() { echo $this->id; } }
не приведет ни к каким ошибкам, до тех пор, пока вы не попытаетесь использовать метод foo() неподобающим образом:
$a = new A; $a->foo(); (и сразу получите «Fatal error: Using $this when not in object context»)

Особенность вторая - static не аксиома!
class A { static public function foo() { echo 42; } } $a = new A; $a->foo();
Вот так, да. Статический метод, если он не содержит в коде $this, вполне можно вызывать в динамическом контексте, как метод объекта. Это не является ошибкой в PHP.

Обратное не совсем верно:
class A { public function foo() { echo 42; } } A::foo();
Динамический метод, не использующий $this, можно выполнять в статическом контексте. Однако вы получите предупреждение «Non-static method A::foo() should not be called statically» уровня E_STRICT. Тут решать вам - или строго следовать стандартам кода, или подавлять предупреждения. Первое, разумеется, предпочтительнее.

И кстати, всё написанное выше относится только к методам. Использование статического свойства через "->" невозможно и ведет к фатальной ошибке.

Значение третье, кажущееся самым сложным - позднее статическое связывание

Разработчики языка PHP не остановились на двух значениях ключевого слова «static» и в версии 5.3 добавили еще одну «фичу» языка, которая реализована тем же самым словом! Она называется «позднее статическое связывание» или LSB (Late Static Binding).

Понять суть LSB проще всего на несложных примерах:

Class Model { public static $table = "table"; public static function getTable() { return self::$table; } } echo Model::getTable(); // "table"
Ключевое слово self в PHP всегда значит «имя класса, где это слово написано». В данном случае self заменяется на класс Model, а self::$table - на Model::$table.
Такая языковая возможность называется «ранним статическим связыванием». Почему ранним? Потому что связывание self и конкретного имени класса происходит не в рантайме, а на более ранних этапах - парсинга и компиляции кода. Ну а «статическое» - потому что речь идет о статических свойствах и методах.

Немного изменим наш код:

Class Model { public static $table = "table"; public static function getTable() { return self::$table; } } class User extends Model { public static $table = "users"; } echo User::getTable(); // "table"

Теперь вы понимаете, почему PHP ведёт себя в этой ситуации неинтуитивно. self был связан с классом Model тогда, когда о классе User еще ничего не было известно, поэтому и указывает на Model.

Как быть?

Для решения этой дилеммы был придуман механизм связывания «позднего», на этапе рантайма. Работает он очень просто - достаточно вместо слова «self» написать «static» и связь будет установлена с тем классом, который вызывает данный код, а не с тем, где он написан:
class Model { public static $table = "table"; public static function getTable() { return static::$table; } } class User extends Model { public static $table = "users"; } echo User::getTable(); // "users"

Это и есть загадочное «позднее статическое связывание».

Нужно отметить, что для большего удобства в PHP кроме слова «static» есть еще специальная функция get_called_class(), которая сообщит вам - в контексте какого класса в данный момент работает ваш код.

Удачных собеседований!

Не секрет, что на собеседованиях любят задавать каверзные вопросы. Не всегда адекватные, не всегда имеющие отношение к реальности, но факт остается фактом - задают. Конечно, вопрос вопросу рознь, и иногда вопрос, на первый взгляд кажущийся вам дурацким, на самом деле направлен на проверку того, насколько хорошо вы знаете язык, на котором пишете.

Попробуем разобрать «по косточкам» один из таких вопросов - что значит слово «static» в PHP и зачем оно применяется?

Ключевое слово static имеет в PHP три различных значения. Разберем их в хронологическом порядке, как они появлялись в языке.

Значение первое - статическая локальная переменная

function foo() { $a = 0; echo $a; $a = $a + 1; } foo(); // 0 foo(); // 0 foo(); // 0

В PHP переменные локальны. Это значит, что переменная, определенная и получившая значение внутри функции (метода), существует только во время выполнения этой функции (метода). При выходе из метода локальная переменная уничтожается, а при повторном входе - создается заново. В коде выше такой локальной переменной является переменная $a - она существует только внутри функции foo() и каждый раз при вызове этой функции создается заново. Инкремент переменной в этом коде бессмысленен, поскольку на следующей же строчке кода функция закончит свою работу и значение переменной будет потеряно. Сколько бы раз мы не вызвали функцию foo(), она всегда будет выводить 0…

Однако всё меняется, если мы перед присваиванием поставим ключевое слово static:

Function foo() { static $a = 0; echo $a; $a = $a + 1; } foo(); // 0 foo(); // 1 foo(); // 2

Ключевое слово static, написанное перед присваиванием значения локальной переменной, приводит к следующим эффектам:

  1. Присваивание выполняется только один раз, при первом вызове функции
  2. Значение помеченной таким образом переменной сохраняется после окончания работы функции
  3. При последующих вызовах функции вместо присваивания переменная получает сохраненное ранее значение
Такое использование слова static называется статическая локальная переменная .
Подводные камни статических переменных
Разумеется, как всегда в PHP, не обходится без «подводных камней».

Камень первый - статической переменной присваивать можно только константы или константные выражения. Вот такой код:
static $a = bar();
с неизбежностью приведет к ошибке парсера. К счастью, начиная с версии 5.6 стало допустимым присвоение не только констант, но и константных выражений (например - «1+2» или ""), то есть таких выражений, которые не зависят от другого кода и могут быть вычислены на этапе компиляции

Камень второй - методы существуют в единственном экземпляре.
Тут всё чуть сложнее. Для понимания сути приведу код:
class A { public function foo() { static $x = 0; echo ++$x; } } $a1 = new A; $a2 = new A; $a1->foo(); // 1 $a2->foo(); // 2 $a1->foo(); // 3 $a2->foo(); // 4
Вопреки интуитивному ожиданию «разные объекты - разные методы» мы наглядно видим на этом примере, что динамические методы в PHP «не размножаются». Даже если у нас будет сто объектов этого класса, метод будет существовать лишь в одном экземпляре, просто при каждом вызове в него будет пробрасываться разный $this.

Такое поведение может быть неожиданным для неподготовленного к нему разработчика и послужить источником ошибок. Нужно заметить, что наследование класса (и метода) приводит к тому, что всё-таки создается новый метод:

Class A { public function foo() { static $x = 0; echo ++$x; } } class B extends A { } $a1 = new A; $b1 = new B; $a1->foo(); // 1 $b1->foo(); // 1 $a1->foo(); // 2 $b1->foo(); // 2

Вывод: динамические методы в PHP существуют в контексте классов, а не объектов. И только лишь в рантайме происходит подстановка "$this = текущий_объект"

Значение второе - статические свойства и методы классов

В объектной модели PHP существует возможность задавать свойства и методы не только для объектов - экземпляров класса, но и для класса в целом. Для этого тоже служит ключевое слово static:

Class A { public static $x = "foo"; public static function test() { return 42; } } echo A::$x; // "foo" echo A::test(); // 42
Для доступа к таким свойствам и методам используются конструкции с двойным двоеточием («Paamayim Nekudotayim»), такие как ИМЯ_КЛАССА::$имяПеременной и ИМЯ_КЛАССА:: имяМетода().

Само собой разумеется, что у статических свойств и статических методов есть свои особенности и свои «подводные камни», которые нужно знать.

Особенность первая, банальная - нет $this. Собственно это проистекает из самого определения статического метода - поскольку он связан с классом, а не объектом, в нём недоступна псевдопеременная $this, указывающая в динамических методах на текущий объект. Что совершенно логично.

Однако, нужно знать, что в отличие от других языков, PHP не определяет ситуацию «в статическом методе написано $this» на этапе парсинга или компиляции. Подобная ошибка может возникнуть только в рантайме, если вы попытаетесь выполнить код с $this внутри статического метода.

Код типа такого:
class A { public $id = 42; static public function foo() { echo $this->id; } }
не приведет ни к каким ошибкам, до тех пор, пока вы не попытаетесь использовать метод foo() неподобающим образом:
$a = new A; $a->foo(); (и сразу получите «Fatal error: Using $this when not in object context»)

Особенность вторая - static не аксиома!
class A { static public function foo() { echo 42; } } $a = new A; $a->foo();
Вот так, да. Статический метод, если он не содержит в коде $this, вполне можно вызывать в динамическом контексте, как метод объекта. Это не является ошибкой в PHP.

Обратное не совсем верно:
class A { public function foo() { echo 42; } } A::foo();
Динамический метод, не использующий $this, можно выполнять в статическом контексте. Однако вы получите предупреждение «Non-static method A::foo() should not be called statically» уровня E_STRICT. Тут решать вам - или строго следовать стандартам кода, или подавлять предупреждения. Первое, разумеется, предпочтительнее.

И кстати, всё написанное выше относится только к методам. Использование статического свойства через "->" невозможно и ведет к фатальной ошибке.

Значение третье, кажущееся самым сложным - позднее статическое связывание

Разработчики языка PHP не остановились на двух значениях ключевого слова «static» и в версии 5.3 добавили еще одну «фичу» языка, которая реализована тем же самым словом! Она называется «позднее статическое связывание» или LSB (Late Static Binding).

Понять суть LSB проще всего на несложных примерах:

Class Model { public static $table = "table"; public static function getTable() { return self::$table; } } echo Model::getTable(); // "table"
Ключевое слово self в PHP всегда значит «имя класса, где это слово написано». В данном случае self заменяется на класс Model, а self::$table - на Model::$table.
Такая языковая возможность называется «ранним статическим связыванием». Почему ранним? Потому что связывание self и конкретного имени класса происходит не в рантайме, а на более ранних этапах - парсинга и компиляции кода. Ну а «статическое» - потому что речь идет о статических свойствах и методах.

Немного изменим наш код:

Class Model { public static $table = "table"; public static function getTable() { return self::$table; } } class User extends Model { public static $table = "users"; } echo User::getTable(); // "table"

Теперь вы понимаете, почему PHP ведёт себя в этой ситуации неинтуитивно. self был связан с классом Model тогда, когда о классе User еще ничего не было известно, поэтому и указывает на Model.

Как быть?

Для решения этой дилеммы был придуман механизм связывания «позднего», на этапе рантайма. Работает он очень просто - достаточно вместо слова «self» написать «static» и связь будет установлена с тем классом, который вызывает данный код, а не с тем, где он написан:
class Model { public static $table = "table"; public static function getTable() { return static::$table; } } class User extends Model { public static $table = "users"; } echo User::getTable(); // "users"

Это и есть загадочное «позднее статическое связывание».

Нужно отметить, что для большего удобства в PHP кроме слова «static» есть еще специальная функция get_called_class(), которая сообщит вам - в контексте какого класса в данный момент работает ваш код.

Удачных собеседований!

Reg.ru: домены и хостинг

Крупнейший регистратор и хостинг-провайдер в России.

Более 2 миллионов доменных имен на обслуживании.

Продвижение, почта для домена, решения для бизнеса.

Более 700 тыс. клиентов по всему миру уже сделали свой выбор.

*Наведите курсор мыши для приостановки прокрутки.

Назад Вперед

Статические методы и свойства в PHP

В предыдущих материалах мы освоили основные возможности объектно-ориентированного программирования в PHP и сейчас переходим к изучению более сложных и интересных аспектов.

До этого мы всегда работали с объектами. Мы охарактеризовали классы как шаблоны, с помощью которых создаются объекты, а объекты - как активные компоненты, методы которых мы вызываем и к свойствам которых получаем доступ.

Отсюда следовал вывод, что что в объектно-ориентированном программировании реальная работа выполняется с помощью экземпляров классов. А классы в конечном счете - это просто шаблоны для создания объектов.

Но на самом деле не все так просто. Мы можем получать доступ и к методам, и к свойствам в контексте класса, а не объекта. Такие методы и свойства называются "статическими" и должны быть объявлены с помощью ключевого слова static .

Class StaticExample { static public $aNum = 0; static public function sayHello() { print "Привет!"; } }

Статические методы - это функции, используемые в контексте класса. Они сами не могут получать доступ ни к каким обычным свойствам класса, потому что такие свойства принадлежат объектам.

Однако из статических методов, как вы уже наверное догадались, можно обращаться к статическим свойствам. И если вы измените статическое свойство, то все экземпляры этого класса смогут получить доступ к новому значению.

Поскольку доступ к статическому элементу осуществляется через класс, а не через экземпляр объекта, нам не нужна переменная, которая ссылается на объект. Вместо этого используется имя класса, после которого указывается два двоеточия "::".

Print StaticExample::$aNum; StaticExample::sayHello();

С этим синтаксисом вы уже должны быть знакомы по основам ООП в PHP. Мы использовали конструкцию "::" в сочетании с ключевым словом parent для того, чтобы получить доступ к переопределенному методу родительского класса.

Сейчас, как и тогда, мы обращаемся к классу, а не к данным, содержащимся в объекте. В коде класса можно использовать ключевое слово parent для того, чтобы получить доступ к суперклассу, не используя имя класса.

Чтобы получить доступ к статическому методу или свойству из того же самого класса (а не из дочернего класса), мы будем использовать ключевое слово self .

Ключевое слово self используется для обращения к текущему классу, а псевдопеременная $this - к текущему объекту. Поэтому из-за пределов класса StaticExample мы обращаемся к свойству $aNum с помощью имени его класса.

StaticExample::$aNum;

А внутри класса StaticExample можно использовать ключевое слово self .

Class StaticExample { static public $aNum = 0; static public function sayHello() { self::$aNum++; print "Привет! (" . self::$aNum . ")\n"; } }

Обратите внимание: кроме случаев обращения к переопределенному методу родительского класса, конструкция "::" должна всегда использоваться только для доступа к статическим методам или свойствам.

По определению статические методы не вызываются в контексте объекта. По этой причине статические методы и свойства часто называют переменными и свойствами класса. Как следствие, нельзя использовать псевдопеременную $this внутри статического метода.

А зачем вообще использовать статический метод или свойство?

Вот мы и дошли до самого важного вопроса. Дело в том, что у статических элементов есть ряд полезных характеристик.

Во-первых , они доступны из любой точки сценария (при условии, что у вас есть доступ к классу). Это означает, что вы можете обращаться к функциям не передавая экземпляр класса от одного объекта другому или, что еще хуже, сохраняя экземпляр объекта в глобальной переменной.

Во-вторых , статическое свойство доступно каждому экземпляру объекта этого класса. Поэтому можно определить значения, которые должны быть доступны всем объектам данного типа.

И, наконец, в-третьих , сам факт, что не нужно иметь экземпляр класса для доступа к его статическому свойству или методу, позволит избежать создания экземпляров объектов исключительно ради вызова простой функции.

Чтобы продемонстрировать это, давайте создадим статический метод для класса ShopProduct , который будет автоматически создавать экземпляры объектов ShopProduct . C помощью SQLite определим таблицу products следующим образом:

CREATE TABLE products (id INTEGER PRIMARY KEY AUTOINCREMENT, type TEXT, firstname TEXT, mainname TEXT, title TEXT, price float, numpages int, playlength int, discount int)

Теперь создадим метод getInstance() , которому передается идентификатор строки и объект типа PDO. Они будут использоваться для извлечения строки из таблицы базы данных, на основании которой затем формируется объект типа ShopProduct , возвращаемый в вызывающую программу.

Мы можем добавить эти методы к классу ShopProduct , который был создан нам в более ранних материалах. Как вы, наверное, знаете, PDO расшифровывается как PHP Data Object (объекты данных PHP). Класс PDO обеспечивает универсальный интерфейс для различных приложений баз данных.

// Класс ShopProduct private $id = 0; public function setID($id) { $this->id = $id; } // ... public static function getInstance($id, PDO $pdo) { $stmt = $pdo->prepare("select * from products where id=?"); $result = $stmt->execute(array($id)); $row = $stmt->fetch(); if (empty($row)) { return null; } if ($row["type"] == "book") { $product = new BookProduct($row["title"], $row["firstname"], $row["mainname"], $row["price"], $row["numpages"]); } else if ($row["type"] == "cd") { $product = new CdProduct($row["title"], $row["firstname"], $row["mainname"], $row["price"], $row["playlength"]); } else { $product = new ShopProduct($row["title"], $row["firstname"], $row["mainname"], $row["price"]); } $product->setId($row["id"]); $product->setDiscount($row["discount"]); return $product; } // ...

Как видите, метод getInstance() возвращает объект типа ShopProduct , причем он достаточно "умен" для того, чтобы на основании значения поля type создавать объект с нужными характеристиками.

Я специально опустил код обработки ошибок, чтобы пример был по возможности лаконичным. Например, в реально работающей версии этого кода нам нельзя быть слишком доверчивыми и предполагать, что переданный PDO-объект был корректно проинициализирован и подключен к требуемой базе данных.

На самом деле нам, вероятно, следует заключить PDO-объект в класс, который гарантирует такое поведение. К этому вопросу мы еще вернемся в одном из будущих материалов.

Метод getInstance() более полезен в контексте класса, чем в контексте объекта. Он позволяет легко преобразовать данные, находящиеся в базе данных, в объект, причем для этого нам не нужно иметь отдельный экземпляр объекта типа ShopProduct .

В этом методе не используются никакие методы или свойства, требующие отдельного экземпляра объекта, поэтому нет никакой причины, чтобы не объявить его статическим. Тогда, имея корректный PDO-объект, мы можем вызвать данный метод из любого места приложения.

$dsn = "sqlite://home/bob/projects/products.db"; $pdo = new PDO ($dsn, null, null); $pdo->setAttribute(PDO::ATTR_ERRMODE, PDO::ERRMODE_EXCEPTION); $obj = ShopProduct::getInstance(1, $pdo);

Подобные методы работают как "фабрики", поскольку они берут "сырые" материалы (например, данные, полученные из строки базы данных или файла конфигурации) и используют их для создания объектов.

Термин "фабрика" относится к коду, предназначенному для создания экземпляров объектов. С примерами подобных "фабрик" мы еще встретимся с вами дальше.


Постоянные свойства

Некоторые свойства не должны изменяться. Например, такие элементы, как коды ошибок или коды состояния программы, задаются обычно вручную в классах. Хотя они должны быть общедоступными и статическими, клиентский код не должен иметь возможность изменять их.

Для этого можно определить постоянные свойства внутри класса. Как и глобальные константы, константы класса нельзя изменять после того, как они были определены. Постоянное свойство объявляют с помощью ключевого слова const .

В отличие от обычных свойств, перед именем постоянного свойства не ставится знак доллара. По принятому соглашению им часто назначают имена, состоящие только из прописных букв, как в следующем примере:

Class ShopProduct { const AVAILABLE = 0; const OUT_OF_STOCK = 1; // ...

Постоянные свойства могут содержать только значения, относящиеся к элементарному типу. Константе нельзя присвоить объект.

Как и к статическим свойствам, доступ к постоянным свойствам осуществляется через класс, а не через экземпляр объекта. Подобно тому как константа определяется без знака доллара, при обращении к ней также не требуется использовать никакой символ впереди.

Print ShopProduct::AVAILABLE;

Попытка присвоить константе значение после того, как она была объявлена, приведет к ошибке на этапе синтаксического анализа..

Константы следует использовать, когда свойство должно быть доступным для всех экземпляров класса и когда значение свойства должно быть фиксированным и неизменным.

На этом данную статью я завершаю, а в следующей речь пойдет про .

Понравился материал и хотите отблагодарить?
Просто поделитесь с друзьями и коллегами!


(Late Static Binding, LSB) является бурно темой обсуждений последние три года в кругах разработчиков PHP (и наконец мы его получили в PHP 5.3). Но зачем оно нужно? В данной статье, как раз и будет рассматриваться, как позднее статическое связывание может значительно упростить ваш код.

На встрече разработчиков PHP, которая проходила в Париже в ноябре 2005 года, тема позднего статического связывания официально обсуждалась основной командой разработчиков. Они согласились реализовать его, наряду со многими другими темами, которые стояли на повестке дня. Детали должны были быть согласованы в ходе открытых дискуссий.

С тех пор как позднее статическое связывание было объявлено как грядущая фишка, прошло два года. И вот наконец LSB стало доступно для использования в PHP 5.3. Но это событие прошло незаметно для разработчиков использующих PHP, из заметок только страничка в мануале .

Если кратко, новая функциональность позднего статического связывания, позволяет объектам все также наследовать методы у родительских классов, но помимо этого дает возможность унаследованным методам иметь доступ к статическим константам, методам и свойствам класса потомка, а не только родительского класса. Давайте рассмотрим пример:

Class Beer { const NAME = "Beer!"; public function getName() { return self::NAME; } } class Ale extends Beer { const NAME = "Ale!"; } $beerDrink = new Beer; $aleDrink = new Ale; echo "Beer is: " . $beerDrink->getName() ."\n"; echo "Ale is: " . $aleDrink->getName() ."\n";

Этот код выдаст такой результат:

Beer is: Beer! Ale is: Beer!

Класс Ale унаследовал метод getName() , но при этом self все еще указывает на класс в котором оно используется (в данном случае это класс Beer ). Это осталось и в PHP 5.3, но добавилось слово static . И снова рассмотрим пример:

Class Beer { const NAME = "Beer!"; public function getName() { return self::NAME; } public function getStaticName() { return static::NAME; } } class Ale extends Beer { const NAME = "Ale!"; } $beerDrink = new Beer; $aleDrink = new Ale; echo "Beer is: " . $beerDrink->getName() ."\n"; echo "Ale is: " . $aleDrink->getName() ."\n"; echo "Beer is actually: " . $beerDrink->getStaticName() ."\n"; echo "Ale is actually: " . $aleDrink->getStaticName() ."\n";

Новое ключевое слово static указывает, что необходимо использовать константу унаследованного класса, вместо константы которая была определена в классе где объявлен метод getStaticName() . Слово static было добавлено, чтобы реализовать новый функционал, а для обратной совместимости self работает также как и в предыдущих версиях PHP.

Внутренне, основное отличие (и, собственно, причина почему связывание назвали поздним) между этими двумя способами доступа, в том, что PHP определят значение для self::NAME во время «компиляции» (когда симовлы PHP преобразуются в машинный код, который будет обрабатываться движком Zend), а для static::NAME значение будет определено в момент запуска (в тот момент, когда машинный код будет выполнятся в движке Zend).

Это еще один инструмент для PHP-разработчиков. Во второй части рассмотрим как его можно использовать во благо.

Начиная с версии PHP 5.3.0 появилась особенность, называемая позднее статическое связывание, которая может быть использована для того чтобы получить ссылку на вызываемый класс в контексте статического наследования.

Если говорить более точно, позднее статическое связывание сохраняет имя класса указанного в последнем "не перенаправленном вызове". В случае статических вызовов это явно указанный класс (обычно слева от оператора :: ); в случае не статических вызовов это класс объекта. "Перенаправленный вызов" - это статический вызов, начинающийся с self:: , parent:: , static:: , или, если двигаться вверх по иерархии классов, forward_static_call() . Функция get_called_class() может быть использована чтобы получить строку с именем вызванного класса, и static:: представляет ее область действия.

Само название "позднее статическое связывание" отражает в себе внутреннюю реализацию этой особенности. "Позднее связывание" отражает тот факт, что обращения через static:: не будут вычисляться по отношению к классу, в котором вызываемый метод определен, а будут вычисляться на основе информации в ходе исполнения. Также эта особенность была названа "статическое связывание" потому, что она может быть использована (но не обязательно) в статических методах.

Ограничения self::

Пример #1 Использование self::

class A {
echo __CLASS__ ;
}
public static function
test () {
self :: who ();
}
}

class B extends A {
public static function who () {
echo __CLASS__ ;
}
}

B :: test ();
?>

Использование позднего статического связывания

Позднее статическое связывание пытается устранить это ограничение предоставляя ключевое слово, которое ссылается на класс, вызванный непосредственно в ходе выполнения. Попросту говоря, ключевое слово, которое позволит вам ссылаться на B из test() в предыдущем примере. Было решено не вводить новое ключевое слово, а использовать static , которое уже зарезервировано.

Пример #2 Простое использованиеstatic::

class A {
public static function who () {
echo __CLASS__ ;
}
public static function
test () {
static:: who (); // Здесь действует позднее статическое связывание
}
}

class B extends A {
public static function who () {
echo __CLASS__ ;
}
}

B :: test ();
?>

Результат выполнения данного примера:

Замечание :

В нестатическом контексте вызванным классом будет тот, к которому относится экземпляр объекта. Поскольку $this-> будет пытаться вызывать закрытые методы из той же области действия, использование static:: может дать разные результаты. Другое отличие в том, что static:: может ссылаться только на статические поля класса.

Пример #3 Использование static:: в нестатическом контексте

class A {
private function foo () {
echo "success!\n" ;
}
public function test () {
$this -> foo ();
static:: foo ();
}
}

class B extends A {
/* foo() будет скопирован в В, следовательно его область действия по прежнему А,
и вызов будет успешен*/
}

class C extends A {
private function foo () {
/* исходный метод заменен; область действия нового метода С */
}
}

$b = new B ();
$b -> test ();
$c = new C ();
$c -> test (); //не верно
?>

Результат выполнения данного примера:

success! success! success! Fatal error: Call to private method C::foo() from context "A" in /tmp/test.php on line 9

Замечание :

Разрешающая область позднего статического связывания будет фиксирована вычисляющем ее статическим вызовом. С другой стороны, статические вызовы с использованием таких директив как parent:: или self:: перенаправляют информацию вызова.

Пример #4 Перенаправленные и не перенаправленные вызовы

mob_info